Внимание! С 1 марта наш магазин работает только в режиме доставки. Самовывоз со склада: Мурино (метро Девяткино, Петровский 11 к2), по предварительной договоренности.
Баяны
Баян относится к духовым язычковым музыкальным инструментам и совершенно не нуждается в рекламе, так как популярность и признание инструмента очень велики, а русский народ и вовсе считает его своей душой.
Названием инструмент обязан русскому эпическому поэту и песнопевцу Бояну, имя которого неоднократно звучит в «Слове о полку Игореве».
Музыкант-песенник обладал даром провидения и мистической способностью к оборотничеству. Автор сравнивает Бояна с соловьем, его пальцы – с соколами, а струны инструмента, на котором Боян играл, – с лебедями. Вещун воодушевлял воинов, отправляющихся в поход, зажигая в их сердцах огонь славы и мужества.
Согласно одной из версий, имя Боян обозначает «наводящий страх», но ведь и страх бывает благоговейным. Именно такое благоговение вызывает звуковая палитра звучания баяна, в которой смешались звуки органа, флейты, фагота. Динамическое многообразие, имитация тембров множества инструментов делает баян уникальным по красоте и колоритности звучания.
Все началось в Китае, где около двух тысяч лет назад появился необычный музыкальный инструмент красивой формы, издающий во время игры на нем невероятно выразительный, грациозный звук. Речь идет о духовом органе шэн, состоящем из набора бамбуковых палочек с боковыми отверстиями. В основании трубочек находились миниатюрные, колеблющиеся под воздействием поступающего воздуха, язычки.
Инструмент был завезен купцами в Европу, претерпел там некоторые изменения, превратившись сначала в маленькую губную гармонику, а позже талантливые русские мастера разобрали и переделали по-своему однорядную гармонь, привезенную в Россию из Германии.
Со временем появилось множество разновидностей гармоники, которые отличались размерами, количеством рядов кнопок и их расположением. Но именно эти преобразования положили начало появлению современного баяна.
Каждый уважающий себя мастер пытался внести новые усовершенствования в конструкцию инструмента и в XIX веке знаменитый русский мастер Петр Стерлигов, выполняя в Петербурге заказ блистательного гармониста Якова Орланского-Титаренко, изготовил свою, четырехрядную систему гармоники. Он же и дал ей название «баян», которое прочно вошло в обиход у музыкантов.
Промышленный выпуск баянов был налажен в 20—30-х годах XX столетия и успешно развивается до сегодняшнего времени. Интересным фактом является то, что фабричные баяны делались и делаются на основании последних образцов инструмента, разработанных Петром Стерлиговым еще в XIX веке.
В настоящее время самое большое количество фабрик, где производятся баяны, сосредоточено в Италии. Имеются производители баянов во Франции, Венгрии, Германии, Австрии, Бельгии, США, Украине, Беларуси и во многих других странах.
Россия, конечно же, не исключение. Профессиональные и начинающие гармонисты с удовольствием играют на баянах компании «Тульская гармонь», выпускающей современные пятирядные баяны с регистрами-переключателями и выборной шестирядной левой клавиатурой.
95% деталей баянов «Тульской гармони» делается вручную, с большой любовью к будущему инструменту. Наверное поэтому звук тульских баянов особенный. На таких инструментах отыгрываются концерты, где баянисты демонстрируют виртуозное исполнение не только знакомых народных мелодий, но и сложных произведений шедевров популярной и классической музыки.
Не менее знамениты баяны производства старой, известной всему миру крупнейшей немецкой компании Hohner. Баяны Hohner отличаются особым, «немецким» качеством. Это неудивительно – помимо немецкого педантизма следует отметить, что компания начала свою историю более 150 лет назад именно с производства баянов. Опыт – вещь незаменимая.
И все же, покупая баян, не забудьте о главном: каким бы качественным или совершенным ни был инструмент, если вы не вложите в игру на нем всю свою душу, звуки попросту зависнут в воздухе, никогда не достигнув сердец слушателей.