Как играть на губной гармошке

Мало кому известно, что этот уникальный инструмент, для игры на котором вместо клавиатуры музыкантами используются исключительно губы и язык, по данным одной исторической книги был изобретен в начале XIX века немцем, Христианом Фридрихом Бушманом, в то время 16-летним пареньком. Других исторических источников пока не обнаружено, а поэтому поверим автору книги на слово.

В настоящее время губная гармоника, без преувеличения, набирает обороты популярности. Этот небольшой инструмент достаточно широко используется в фолк музыке, рок-н-ролле, джазе, кантри, но если вы любите блюз, то губная гармошка, бесспорно, ассоциируется у вас именно с этим жанром.

Прежде чем начать учиться играть на губной гармонике, давайте разберемся, какими они бывают и на каком типе инструмента остановить свой выбор.

Разновидности губных гармошек

Все губные гармошки подразделяют на две основные, принципиально отличающиеся друг от друга по характеристикам, группы: диатонические гармошки и хроматические. Бывают еще так называемые гибриды, но мы поговорим все же о первых двух группах.

Диатонические гармошки

Если описывать игру на диатонической гармошке простыми словами, можно сказать, что она имеет сходство с игрой на фортепиано, на котором отсутствуют черные клавиши. То есть, полутоновых интервалов между нотами диатонического звукоряда попросту нет.

В зависимости от способа настройки язычков можно выделить три типа диатонических губных гармошек:

  • блюзовые;
  • тремоло;
  • октавные.

Теперь о каждом из них более подробно.

Блюзовые губные гармоники. Выпускаются в разнообразных настройках и тональностях. Трехоктавные, с десятью отверстиями. Считаются наиболее популярными среди начинающих музыкантов-харперов («harp» в переводе с английского – «губная гармоника»). Мажорная настройка блюзовых губных гармошек наиболее распространенная – подавляющее число музыкантов играют на инструментах именно этой настройки.

Тремоло губные гармоники. Эффект тремоло достигается в них небольшой расстроенностью между двумя звуковыми язычками на каждой из нот. Очень простой инструмент. На нем можно запросто сыграть примитивные детские мелодии, народные песни. Человеку, который имеет хоть малейший слух, достаточно легко научиться играть на тремоло.

Октавные губные гармоники. В этих гармошках парные звуковые язычки настроены с разницей в одну октаву. Звучание при этом получается очень чистым и ровным, а мелодия – более мощной и богатой. Размер октавных гармошек несколько больший, так как в ней большее количество отверстий. Часто октавную гармошку делают с изогнутым корпусом, чтобы она была более эргономичной, но, несмотря на это, для игры на инструменте этого типа требуется гораздо большая подвижность головы, рук, рта и языка.

Хроматические гармошки

Музыканты часто называют их хроматикой или хромкой. У гармошек этого типа, в отличие от диатонических, имеются абсолютно все звуки (присутствуют и белые, и черные фортепианные клавиши) и на них можно играть, к примеру, классические и джазовые произведения самой высокой сложности.

Правда, практически любой харпер, профессионально и виртуозно играющий на хромке, подтвердит, что начинал свое обучение игре и оттачивал большинство приемов именно на диатонической гармошке, так как обучаться красивому вибратто и бэндам без повреждения язычков инструмента лучше все-таки на ней.

Кроме того, со слабеньким музыкальным образованием и без умения читать ноты вряд ли вам удастся научиться играть на хроматике.

Хроматика делится на три вида:

  • для сольной игры;
  • для аккомпанемента;
  • оркестровые гармошки (сюда входят мелодические, басовые и аккордовые).

Выбор инструмента

К сожалению, большая популярность губной гармошки привела к тому, что инструменты, предлагаемые покупателю, зачастую относятся к некачественным, массово выпущенным экземплярам. Поэтому посоветуйтесь со знающими гармонистами, чтобы они помогли вам в выборе необходимого инструмента, проверили его, подсказали бренды, выпускающие качественные гармошки, потому что в таком разнообразии гармошек на рынке музыкальных инструментов неспециалисту разобраться очень тяжело.

Губная гармошка выбрана. Как на ней играть?

Постановка рук

От правильной постановки рук очень сильно зависит красивое звучание гармошки.

Держат инструмент левой рукой. Правой, соответственно, направляют поток звука. Между ладонями образуется своеобразная камера-полость, с помощью которой есть возможность добиться разнообразных эффектов посредством смыкания и размыкания кистей рук.

Положение губ

Инструмент должен быть плотно обхвачен губами, но так, чтобы инструмента касалась не внешняя сторона губ, а слизистая. Неправильным является простое прижатие гармошки ко рту.

Дыхание

Губная гармошка одинаково выдает звук на вдохе и на выдохе. Поэтому необходимо усвоить, что для правильной игры нужно именно дышать через инструмент, так как выдувая и всасывая воздух никаких результатов не добиться. Еще одним важным условием ровного, достаточно громкого и красивого звучания губной гармошки является дыхание диафрагмой, чему тоже прийдется научиться и постоянно придерживаться. Мышцы щек и рта в этом процессе участия не принимают.

Прямая и ровная постановка головы и расслабленные щеки, язык и горло будут гарантией обеспечения равномерного и сильного потока воздуха, направляемого в инструмент.

Принцип извлечения нот и аккордов

 Извлечение аккорда на губной гармонике намного проще, чем одну ноту за счет того, что звуковой ряд в инструменте выстроен так, что три соседние отверстия образуют созвучие.

Если же необходимо играть отдельные ноты, отверстия, расположенные рядом с нужным, должны быть заблокированы языком или губами. Недаром считается, что 90% успеха гармониста зависит от хорошего владения языком. В начале обучения можно попробовать помогать себе, плотно прикрывая пальцами уголки рта.

Специальные техники и приемы

Существует множество разнообразных приемов и эффектов, создаваемых во время игры на губной гармонике, но самыми распространенными из них являются:

  • тремоло – дрожащий звук, воспроизводимый вибрацией губ или с помощью ладоней;
  • бэнд – с помощью изменения техники дыхания, изменяющей силу потока звука и его направление, меняется тональность ноты;
  • трель – за счет движения головы (не гармошки, и не рук) происходит быстрое чередование пары соседних нот;
  • слайд (скольжение) или, по-другому, глиссандо – плавно создающийся переход нескольких нот в созвучие;
  • дроп-офф – прием, противоположный глиссандо, в котором скольжение происходит без фиксации какой-нибудь ноты в конце.

Заключительные рекомендации

Если вы учитесь играть на губной гармошке самостоятельно, используйте метроном и зеркало, чтобы вы могли постоянно и четко контролировать правильность вашей игры.

Запись игры на диктофон – хороший способ оценить ее и разобраться со всеми ошибками и неточностями.

Хорошо помогает совершенствованию техники аккомпанирование записанным музыкальным произведениям.

Занятия должны проходить регулярно. Можно составить для этого специальный график.

Начните обучение с игры аккордами.

И пусть это будет сначала медленно и неуверенно, но поставив перед собой цель добиться настоящих успехов – вы обязательно сделаете это!

Через достаточно короткое время вы будете удивлены: в маленьком и компактном корпусе губной гармошки заключен целый удивительный мир, который вы научитесь извлекать из нее и дарить людям!

© Авторская статья музыкального магазина "Игра Звука". Копирование текстовых материалов в сети интернет разрешается только с указанием ссылки на данный источник.